marina_shandar (marina_shandar) wrote,
marina_shandar
marina_shandar

Category:

Спектакль "Охота жить" в Тверском театре драмы

Седьмого ноября 2017 года состоялась первая в сезоне 2017\2018 годов премьера на малой сцене театра.



Зрителям представили спектакль "Охота жить", основанный на рассказах актера, кинорежиссера, сценариста, писателя Василия Шукшина.

1.
DSC00726.JPG

На этом снимке моя камера запечатлела, пожалуй, единственный нереалистичный момент спектакля.

Все остальные сцены театрального действия продолжительностью 1 час 45 минут выдержаны в режиме чистого реализма, какого уже и не встретишь в наше время на театральных подмостках
.

Как вот это длительное застолье:

2.
DSC00695.JPG

Правдиво!

Не знаю, как выдержали зрелище выпивания зрители.

Забыла упомянуть, что я видела спектакль на предпремьерном показе, где присутствовали исключительно выдержанные театралы.

Режиссер постановки - актер и режиссер Тверского академического театра драмы Александр Сафронов:

3.
DSC00681.JPG

Спектакль "Охота жить" составили инсценировки четырех шукшинских рассказов.

Примечательно, что название - "Охота жить" - это тоже рассказ, но именно он то и не вошел в постановку.

Трагический рассказ, а в тверской постановке все по-шукшински забавно.

Шукшин писал свою прозу о хорошо знакомых ему сельских жителях.

Действие спектакля во всех его частях проходит в одном и том же интерьере сельского дома.

Печка, половички, фотографии на стенах:

4.
DSC00661.JPG

Первая часть спектакля поставлена по рассказу "Письмо".

Здесь всего одна героиня (в эпизоде играет Татьяна Лугачева), ее роль исполняет актриса Ирина Погодина:

5.
DSC00667.JPG

Совершенно цветущая женщина!

Однако по замыслу режиссера Ирина играет женщину, обремененную не только детьми, но и внуками.

А в программке ее роль обозначена, уж извините, как Старуха Кандаурова.

Актриса пишет письмо своей городской дочери:

6.
DSC00669.JPG

Апеллируя к жизненному опыту, дает советы:

7.
DSC00668.JPG

Это такой прообраз нынешних психологов-специалистов по семейному счастью.

Полагаю, что прими дочка Старухи Кандауровой мамины советы, ее семейному покою настал бы конец.

Поскольку мать рекомендует дочери обращаться с мужем построже и даже имитировать наличие поклонника.

А муж-то милиционер.

Второй сюжет - инсценировка рассказа "Забуксовал".

В комнате двое - отец и сын:

8.
DSC00678.JPG

Отец (актер Геннадий Бабинов) настаивает, чтобы сын (Никита Березкин) выполнял школьные уроки вслух.

Наверное, чтобы повысить уровень своего образования.

Отец любознателен, он глубоко вникает в услышанное и мучается непонятными для него местами.

Третья часть поставлена по рассказу "Билетик на второй сеанс".

В этой части главную роль кладовщика Тимофея Худякова исполнил режиссер постановки Александр Сафронов (справа).

Здесь он охотно выпивает со своим тестем (актер Владимир Чернышов):

9.
DSC00699.JPG

Тимофей - герой ни разу не положительный.

На своем складе он ловчил правдами и неправдами.

Моральный облик также вызывает вопросы.

При наличии супруги (Ольга Крылова), много лет имел связь с Полей Тепляшиной (уже знакомая нам Ирина Погодина):

10.
DSC00690.JPG

Красивой женщине и ватник к лицу.

Но Тимофей утверждает, что Поля красивой никогда не была.

Впрочем, он здорово зашибает.

Допился до того, что тестя принял за Николая-угодника (святого) и выложил ему все свои тайны.

К веселью своего собутыльника:

11.
DSC00698.JPG

Завершает постановку сценка "Верую!", самая жизнелюбивая из всех четырехъ частей.

Здесь необычно то, что один из героев - представитель церкви.

Что полвека назад (во время написания рассказов) было нетипично.

Никакого пиетета к человеку в рясе тогда не было.

Роль обозначена как поп.

Попа играет Андрей Журавлев, артист с ярко выраженным комическим амплуа.

Причем он наряжен в спортивный костюм, каких в 60-70-е годы быть не могло:

12.
DSC00712.JPG

К попу приходит за советом местный житель Максим Яриков (Никита Березкин), человек тонкой душевной организации.

Жена-мещанка (актриса Татьяна Лугачева) ему не собеседник:

13.
DSC00701.JPG

В халате, в бигудях, красится - о чем говорить с такой?

14.
DSC00706.JPG

Судя по всему духовных запросов не имеет.

В отличии от мужа.

У того душа болит и тоска мучает.

Служитель церкви представляется Максиму духовно более развитым персонажем:

15.
DSC00711.JPG

Так и оказывается.

Представитель церкви не сразу, не с первого стакана, но таки вразумляет заблудшую душу, наставляя ее на путь жизнелюбия:

16.
DSC00716.JPG

Сначала я решила, что спортивный костюм на священнике - ошибка костюмеров.

Ведь в годы шукшинского творчества таковых не имелось.

Но затем пришла к выводу, что костюм по моде 90-х - это ниточка, связующая постановку в грядущими годами, а поп - человек будущего.

Пройдет с четверть века, и служители церкви войдут в силу, начнут новое духовное возрождение граждан.

Иных мостиков в наше будущее из полувекового прошлого в спектакле я не обнаружила.

Более того - жизнь героев спектакля "Охота жить" имеет крайне мало общего в современностью нашего ХХI века.

Шукшинские герои, даром что селяне, они вполне благополучны, соцкультбыт налажен, предприятия работают, даже водка имеется в свободной продаже!

Так что рядовые советские граждане имеют досуг размышлять на отвлеченные темы.

17.
DSC00722.JPG

Пройдет не так много времени, и их сознание начнут занимать иные проблемы.

Когда я смотрю театральную постановку, то первое, что меня занимает - в чем актуальность данного спектакля?

Ради чего режиссер долгие месяцы ежедневно ходил в театр, создавая спектакль?

Ради чего вместе с ним работали актеры, костюмеры, осветители, художники, бутафоры и еще множество театральных работников?

Что они хотели сообщить зрителям?

18.
DSC00658.JPG

Иногда мне кажется, что я понимаю замысел авторов, и испытываю театральное послевкусие, вспоминая спектакль, обсуждая его с близкими:

19.
DSC00657.JPG

Со спектаклем "Охота жить" такого не произошло.

Ни один герой не показался мне интересным, симпатичным или заслуживающим большого уважения.

Занимающие их проблемы меня не волнуют.

Я не хотела бы жить жизнью героев рассказов.

Момент сопереживания не настал.

Видимо, я не вхожу в целевую аудиторию данной постановки.

Может быть, есть некая символика в том, что премьера состоялась 7 ноября, как раньше говорили, в красный день календаря?

Кому дорог этот день, и все сопутствующее советской власти, придут в театр и возрадуются.

Или театр соберет нехитрую бутафорию, сядет в автобус марки ПАЗ и отправится на гастроли по глубинке.

Будет показывать "Охоту жить" в клубах и домах культуры и получит благодарные аплодисменты зрителей.

Все будут счастливы.

До новых встреч, театр!

20.
DSC00725.JPG
Tags: #Тверь, ТАТД, охотажить, таланты и поклонники, театр
Subscribe

Posts from This Journal “ТАТД” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments