marina_shandar (marina_shandar) wrote,
marina_shandar
marina_shandar

Categories:

Падение Ту-154

Тридцать три года назад на территории Калининской области потерпел крушение пассажирский самолет Ту-154, следующий рейсом Баку-Ленинград. Это была десятая по счету катастрофа знаменитого советского авиалайнера и, увы, не последняя

В то время о катастрофах не писали в газетах, а тем более не показывали их по телевидению. Вот и падение самолета в калининской глубинке осталось незамеченным, хотя люди передавали информацию старинным способом из уст в уста. Полностью скрыть происшествие было невозможно, ведь самолет упал среди бела дня вблизи от районного центра поселка Максатиха, а значит у катастрофы было множество очевидцев. Одним из свидетелей катастрофы был 27-летний корреспондент районной газеты «Призыв Ильича» Евгений Озеров. Но молодой журналист нисколько не обрадовался редкой профессиональной удаче, поскольку знал, что написать об увиденном он не сможет. В газете, заполненной сводками с трудового фронта и призывами перевыполнить задания пятилетки, не было места для рассказа о человеческой трагедии.

Сейчас Евгений Николаевич Озеров – главный редактор районной газеты «Вести Максатихи». День 19 мая 1978 года он хорошо помнит: «С утра я колол дрова возле своего дома. Вдруг слышу звук падающего самолета. Он раздавался совсем близко, а вскоре я увидел, как по небосклону несется корпус большого самолета. Еще несколько мгновений, и он исчез из зоны видимости. Я понял, что самолет приземлился в районе бывшего военного аэродрома Дорохово, это на южной окраине Максатихи. Так и оказалось. Многие жители поселка направились посмотреть, что там произошло. Я сел на велосипед и поехал к аэродрому. Когда я прибыл, то место происшествия уже было оцеплено милицией, и внутрь никого не пропускали. Самолет лежал на поле с оторвавшимся крылом. Мы увидели, как от самолета ведут большую группу людей. На наш взгляд они были очень богато одеты, не так как тогда одевались в глубинке».

Сергей Степанов в 1978 году только начинал свой трудовой путь в прокуратуре Заволжского района города Калинина. Днем 19 мая 1978 года его вместе с коллегами в срочном порядке отправили в Максатиху, сообщив, что там имело место летное происшествие: потерпел крушение самолет Азербайджанских авиалиний, следовавший рейсом Баку – Ленинград, и есть человеческие жертвы.
Следственную группу в срочном порядке собрали из четырех человек, в нее вошли начальник следственного отдела областной прокуратуры Александр Мишанов, криминалист Павел Кабанов, следователь областной прокуратуры Александр Нефедченков и следователь Заволжской прокуратуры Сергей Степанов. Сто семнадцать километров пути до Максатихи автомобиль ПКЛ (передвижная криминалистическая лаборатория) преодолел за час с небольшим. По прибытии на место происшествия члены группы увидели непривычное и страшное зрелище – лежащий на земле самолет с оторванным хвостом, фюзеляжем и одним крылом. Вокруг разбросанные вещи. «Что нас поразило, - рассказывает Сергей Николаевич Степанов, - вокруг места происшествия на кустах и деревьях сидели маленькие зеленые птички. Их было огромное количество. Они молча смотрели на место крушении самолета. Мы удивились – неужели в Максатихинском районе водятся столь экзотические для этой местности птицы? Оказалось, что эти птички – тоже жертвы крушения. Попугайчиков в количестве трех тысяч голов перевозил самолет. Это был груз, кажется, для ленинградских зоомагазинов. После падения самолета птицы разлетелись по округе. Что с ними стало, не знаю, скорее всего, они погибли, ведь это южные птицы, неприспособленные для жизни в наших краях».

Что стало с птичками, неизвестно. Евгений Озеров рассказывает, что местные мальчишки поймали несколько птиц, остальные разлетелись. В Максатихинском районе долгое время бытовал такой анекдот: идет человек по лесу, видит на сосне сидят попугаи. «Все, надо бросать пить».

Работы у следствия и без попугаев был непочатый край. Надо было допрашивать потерпевших, а ими считались все пассажиры самолета, описывать багаж, фрагменты самолета. Вещи пассажиров оказались разбросанными на расстоянии не меньше километра. Работники милиции собирали их, а следователи описывали. Здесь их также ожидали сюрпризы. Сергей Степанов вспоминает, что именно тогда, в Максатихе, он впервые увидел странные зеленоватые бумажки. Ими оказались запрещенные тогда в СССР американские доллары. Никто из пассажиров к долларам по понятным причинам не признался. Не нашлось хозяев и у маленьких белых шариков – наркотических веществ, тоже в то время малоизвестных даже работникам правоохранительных органов. На месте происшествия нашлась работа и сотрудникам органов госбезопасности. Второй пилот, согласно инструкции, летал с пистолетов. Оружие он выронил при посадке. Его следовало обязательно найти, и сотрудники КГБ разыскали в груде обгоревших обломков маленький пистолет.

Пассажиров временно разместили в местной гостинице, но не на ночлег, там было слишком тесно для такого количества постояльцев, а для проведения следственных действий. Медицинская помощь почти не понадобилась, самолет пилоты посадили столь искусно, что повреждений на пассажирах практически не было. На радостях пассажиры мужского пола бросились в поселок и скупили там спиртные напитки, чтобы отпраздновать свое спасение.

Следователей интересовал вопрос: почему у ста с лишним человек ни одной царапины, а четверо погибли. Как выяснилось, погибшие четыре человека занимали в салоне самолета места в первом ряду. При посадке их насмерть придавило оторвавшейся кабиной самолета. В числе погибших была женщина и маленький ребенок. Мать пыталась спасти свое дитя, прикрывая его своим телом. В результате их раздавило обоих.

На ночь пассажиров автобусами перевезли в Калинин, а затем поездами отправили в Москву и Ленинград, кому куда было надо. Но не всех летевших тем рейсом удалось найти. По словам очевидцев, в салоне летел парень в солдатской форме, только что демобилизовавшийся из рядов Советской Армии. Когда самолет только коснулся поверхности земли, солдат схватил свой вещмешок, бросился к дверям, открыл их, выскочил из самолета и понесся куда глаза глядят. Больше его не видели.

Весь долгий майский день шла работа на месте происшествия. Опрос свидетелей позволил восстановить картину происшествия. Члены экипажа тоже давали показания. Командир воздушного судна рассказал, что во время полета загорелись все три двигателя, экипаж запросил посадку на военном аэродроме в Бежецке, но разрешения не получил. Тогда он принял решение выбрать подходящую ровную площадку и совершить посадку. Такую площадку нашли под Максатихой. Садились, не выпуская шасси, при этом у самолета отвалились кабина и днище. Самолет практически развалился на части, но главное – были спасены жизни множества людей, а это, как мы видим по сообщениям о нередких в последнее время авиакатастрофах, редкая удача.

Калининские следователи провели всю черновую, самую важную для следствия работу. Завершали процессуальные действия их коллеги из Генеральной прокуратуры СССР. В Москве же прошел суд над экипажем. Бортинженеру за преступную халатность дали три года тюремного заключения, командира воздушного суда уволили с летной службы.По другим сведениям пилота погибшего Ту-154 наградили орденом Красной Звезды за спасение жизней пассажиров и экипажа.
На сайте «Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России» содержатся сведения о максатихинском крушении Ту-154.
Конкретно: экипаж – 7 человек, погибло 0. Пассажиров – 127 человек, погибло 4. Установленная причина катастрофы – ошибка экипажа.
Вот как там описывается катастрофа под Максатихой.
Во время дневного полета по маршруту на высоте около 10 000 м бортинженер-инструктор отключил автомат перекачки топлива в расходный бак и забыл об этом, а бортинженер-стажер этого не заметил. Когда расходный бак опустел, все три двигателя остановились. Предпринятые три раза попытки их повторного запуска не увенчались успехом. Чтобы предотвратить срыв в штопор, пилот несколько раз переводил Ту-154 в пикирование с последующим выходом на горку. При этом он надеялся дотянуть до ближайшего военного аэродрома в Бежецке. Постепенно самолет потерял высоту. Через 15 минут после начала аварийной ситуации пилот выпустил шасси и совершил вынужденную посадку на картофельное поле. При пересечении проселочной дороги правое крыло оторвалось от удара об телеграфный столб. Самолет остановился на краю поля и загорелся. Фюзеляж разломился пополам. Впоследствии Ту-154 полностью сгорел.

После катастрофы под Максатихой прошло два года, и на экраны страны вышел первый отечественный фильм-катастрофа «Экипаж». Двухсерийный фильм режиссера Александра Митты быстро стал очень популярным, его и сейчас нередко показывают по телевидению. В роли сгоревшего фильма «снялся» самолет Ту-154, потерпевший аварию в том же 1978 году, что и самолет, упавший под Максатихой, но чуть позже, 18 декабря.
Десятого апреля 2010 года случилась еще одна катастрофа с участием Ту-154. В самолете, упавшем под Смоленском, погибла политическая элита Польши во главе с президентом Качиньским.
Самолет Ту-154 был самым массовым реактивным самолетом советской пассажирской авиации. Один из самолетов долгое время украшал Выставку достижений Народного хозяйства в Москве. За годы производства Ту-154 – с 1968 по 1998 годы выпустили 935 самолетов. В авариях и катастрофах безвозвратно потеряно 73 лайнера.
Tags: Уголовное прошлое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments